Сербы, хорваты

(Этимология этнонимов)

 

Амплеев И.А.

 

 

     В славистике до сих пор не установлено происхождение и значение названий южнославянских народов «сербов» и «хорватов». Попытки понять, что же означают эти названия, были давно, однако успеха они не имели. Например, П. Шафарик объяснял значение этнонима  - серб – происхождением от двух реконструируемых (выд. автором) праславянских форм  *сьрбъ и *сърбъ, образовавшихся из индоевропейского слова со значением «сеять, родить, производить». М.Фасмер интерпретировал данное значение, как развитие в «принадлежавший к тому же роду, тому же племени». Этимология Г.А.Ильинского, поддержанная Г.Ф.Ковалёвым, также предполагает древнее значение серб, как «человек, член родового союза». Мнения К. Мощиньского и др., связывавших этимологию серб с *ser-v-  со значением «охранять, сторожить скот», а так же Г.А.Хабургаева, предполагавшего, что древние славяне могли получить этот этноним от «местных сарматов», могут приниматься всего лишь, как предположения. Очень ценную, по мнению автора, находку сделал исследователь Х. Шустер-Шевц (Schuster-Sewc,1985), указывая на русс. диалектный глагол сербать-«хлебать». Он был, образно выражаясь, в полушаге от верного вывода.

     Происхождение этнонима хорваты, в основном, объясняют примерно так же. Р.А.Агеева прямо пишет, что «происхождение этнонима хорваты, по-видимому, (выд. автором) иранское. В «Этимологическом словаре славянских языков» (1981,вып.8,стр.151) говорится о «полном этимологическом тождестве» (???!!!) названий харваты и сарматы, которые возводятся к иранскому прилагательному *sarma(n)t / *harva(n)t – «женский, изобилующий женщинами».[Вышеизложенное см. в 1, стр.32-34]

     Известный археолог и этнограф Мария Гимбутас в своей книге «Славяне»[2,стр.71] упоминает точку зрения К.Мощиньского и предполагает, что «в ираноязычной среде сарматов славянское «serv» могло превратиться в  «ksarv» и, если добавить к нему суффикс  /at , то получится (выдвтором) слово, очень близкое к Hrvat, как называется современный «хорват».

     Наиболее честно об этимологии названий сербы и хорваты высказался известный славист Любомир Нидерле, который в примечаниях 8 и 16 на стр.482-483 своей книги «Славянские древности»[3] признаётся, что «этимология этих названий остаётся совершенно неясной»!

     Действительно, если исходить из концепции «заимствований» и отказывать древним  славянам (и их предкам!) в умении называть себя, то можно выдвигать и развивать самые фантастические гипотезы. Однако мы уверены, что такие подходы к решению загадок Истории – непродуктивны и ведут в тупик. Разгадки названий (этнонимов) славянских народов необходимо искать, прежде всего, в СЛАВЯНСКИХ языках! Только такой подход может привести к успеху и к Истине.

     Мы не будем здесь касаться этимологии самого слова «славяне-словене», но лишь отметим, что разгадка данного общеславянского САМОНАЗВАНИЯ  - не сложна и уже почти объяснена одним из исследователей. Эта задача не входит в данную статью, посвященную расследованию этнонимов сербы и хорваты. Понятно, что автор твёрдо стоит на позиции способности славян (и их предков) создавать свои (уникальные) культурные и иные ценности. При этом он не отрицает возможности проникновений, взаимодействий и взаимообогащений близких и даже весьма далёких культур. Те народы, которые были не способны перенимать у соседей лучшее и приспосабливать это к своим условиям, к своему образу жизни, теперь уже не существуют. Они «исчезли с лица Земли и канули в Историю».

     Рассмотрим значение слова «серб-сербы». Мы знаем, что во всех славянских языках присутствуют слова  с корневой основой «с-р», значение которого « отделять,

выделять, выдавливать; нечто отделённое, выделенное, выдавленное». Эта корневая основа является метатезой индоевропейского *res>*ser  – «резать, разрезать, срезать, отделять». В древнеславянском языке преобладающим значением  метатезы *ser стало «отделять, выделять, выдавливать». Например, русс. диалектный глагол сербать (отмеченный Х. Шустер-Шевцем) означает, собственно, «отделять часть- долю (жидкого «варева», например) от общей массы». Вспомним также русский глагол черпать, произошедший (по нашему мнению) от сербать[сербать> ц(тс)ербать>ч(тш)ерпать]. Слово сера означает «смолистое выделение дерева». Сыр (ser – польск.,  syr – чешск., сир(sir) – сербск.-хорват.) - это отделённая (выделенная) от сыворотки твёрдая масса-творог (с последующей её обработкой). Интересно, что и болгарское название сыра кашкавал, не нарушает тот же принцип обозначения этого продукта питания. Если мы разделим это болгарское слово на две части, то получим: каш<*kesотрезать ,отделять (выделять) + кавал< ковал(ковалок), которая в славянских языках означает «кусок». Таким образом, болгарское кешковал означает отделённый(выделенный) кусок. О том, что мы – на правильном пути, свидетельствует и латинское serum – сыворотка(противоположная, жидкая фракция процесса отжимки, отделения сера-творога). В латинском языке мы также найдём и иные слова, образованные от корневой основы *s-r. Это, например, серия(series)- ряд или группа предметов, выделенных из других по общему, определяющему признаку. Или серв( servus)- слово, первоначальное значение которого было выделенный, отделённый ( от общего числа пленных или из населения покорённого народа) для того, чтобы быть в качестве «instrumentalis vocalis»- рабом, слугой у римлян. Вспомним, что «сыр» по-латински caesum, по-немецки Käse, а на Русском Севере издревле существует глагол хезать, означающий « выделять, выдавливать, испражняться». От этого глагола образованы хезло , хезня и др.производные. Однако, данные слова образованны от индоевропейского корня *kes – срезать, отрезать, отделять (ср. русс. косить). В русском языке существует целый «куст» слов (так наз.« грубых, нелитературных, нецензурных»), имеющих в своей основе корень «с-р» ,которые означают либо сам процесс выделения (испражнения) «ср-ть», либо то, что их выделяет - «ср-ка», либо то, что ей выделено – «ср-нь, ср-ньё».(Автор не написал эти слова так, как они звучат по-настоящему из «этических» побуждений, хотя в целях научной точности это и следовало бы сделать!)  К этому же корню следует, видимо, отнести и славянское название металла «серебро» (argentum), самородки которого или выплавки из руды воспринимались предками славян, как «выделения, выжимки» земли, горной породы. Название минерала «сера»(sulfur), тоже, видимо, того же происхождения. Это подсказывает нам и название сера - «жёлтого, жирного вещества-слизи, образующегося в ушном канале».

     Учитывая всё вышеизложенное, мы можем уверенно определить, что название (этноним) сер-бы является славянским (при том, что корневая основа *s-r индоевропейская) и означает «выделенные, отделённые». Вопрос, из кого выделились-отделились сербы будет определён ниже, после рассмотрения этнонима хорваты.

 

     Из Истории [например,4]  нам хорошо известно, что « род хорватов – пяти братьев и двух сестёр вместе с их народом » пришёл на Балканский полуостров с севера «из-за Багиварии ( Баварии)». Подробное изучение происхождения хорватов (и сербов) провёл  Л. Нидерле [3, стр.76-83] Однако самой интересной для нас является версия ранней истории хорватов, изложенная в сочинении середины XIII века под названием «История Салоны» далматинским хронистом сплитской церкви Фомой [5]. В своём сочинении архидиакон Фома, в частности, пишет: « Хорватия – это горная страна, примыкающая с севера к Далмации, а народы, именуемые теперь хорватами, раньше назывались куретами либо же корибантами». Мы видим, что оба этих названия имеют своей основой корень «к-р» (куреты< коуреты и корибанты). Именно название «корибанты» и даёт нам ключ к расшифровке этнонима хорваты( хрвате, hrvati ).

     Восстановим первоначальное звучание этого слова. Учитывая, что звуки «б» и «в» легко чередуются (озвончаются-оглушаются), мы вправе написать данное слово, как «кориВанты». Допуская, что звук «и» в данном слове является «вставным», мы выходим на истинное название данного славянского народа: «корванты, корвенты».

 

     Далее мы видим, что этноним корванты(корвенты) является сложным трёхчленным словом. Для расшифровки, его необходимо разбить на составляющие части: кор – ван(вен) – ты, каждую из которых следует рассмотреть отдельно.

      Первая часть кор – это обозначение «края», от основного корня «*к-р», где он в слове хорваты (хрвате, hrvati) оглушился («к > x»). Известно, что от данного корня образовано слово кора – покрытие, оболочка (ср древнерусс. корзно<корозно – оболочка,  накидка, плащь). Слово кора, как «оболочка», приобрело также значение «кр-ай,

 о-к(о)р-аина, граница между внутренностью и наружным пространством». (Ср.скора(skor ) - кожа< кор-з[ж]а, шкура<с-коура). Возможно, что и слово «гр-ан-ица» произошло в результате озвончения «к > г»?!

     Итак, мы установили, что первая часть «хор» этнонима хорваты означает «край,пограничье».(Мы, конечно же, можем написать её и как «хр…» или как «hr...», однако это не изменяет наш вывод!).

     Вторая часть данного этнонима, по нашему мнению, является словом «вен», где «носовое н» было утрачено, а «е» перешло в «а». Слово «вен» - это название «многолюдного племени «венетов», о котором сообщал Иордан, а также Геродот, Плиний Старший, Тацит, Птолемей [смапример 3,стр 33-34].

     Третья часть «ты (тъ – ти) этнонима хорваты (хорват-ъ) – это артикль определённого рода, который, как мы считаем, в протославянском языке ставился в конце слова. Как известно, в современных славянских языках нет системы артиклей, но это совсем не значит, что их не было в прошлом. Об этом свидетельствуют  «атавизмы» - определённый артикль, так наз. «полный член», сохранившийся ( и сохранённый, к счастью!!!) в болгарском языке: учител – учителят, а также указательные местоимения в старославянском языке: «тъ, та, то» (едисло) и «ты, ти» (множ.число).

     Объединяя значения всех трёх частей этнонима хорваты, мы теперь можем установить, что название данного славянского народа означает « крайние, обитающие на краю (границе), вен-тывене-ты», то есть «хор-вен-ты < кор-вен-ты». Соответственно, и слово хорват (хрватъ,hrvat) означает «того вента, который живёт (обитает) на краю-границе пространства, занимаемого венетами-венедами».

     Вернувшись к тому, что мы установили значение этнонима сербы, как «выделенные, отделённые», что даёт нам также значение «выделившиеся, отделившиеся», мы теперь можем легко понять от куда, от кого выделился (отделился) данный славянский народ. Поскольку теперь уже не подлежит сомнению, что именно венеты-венеды были предками славян, сербы могли выделиться (отделиться) только от них.

     Как мы теперь видим, никаких «иранских» и иных корней в названиях славянских народов «сербы и хорваты» нет и быть не может. Могли ли славяне, победоносно дошедшие от предгорий Карпат до Балкан и занявшие в своё время практически весь Балканский полуостров[3,стр.60], заимствовать чьё-то чужое название? Ответ – очевиден!!!

     

 

                                                                                                                             июль 2006, Бордо

 

Литература:

[1]  Агеева Р.А. «Страны и народы: происхождение названий», Москва, «Наука»,1990

[2]  Мария Гимбутас «Славяне»(пер.с англ. Marija Gimbutas “The Slaves”),Москва,             

       «Цетрполиграф»,2003   

[3]  Нидерле Л. «Славянские древности»(пер.с чешск.),Москва, «Алетейа»,2001(по изданию Москва, «Иностранная литература»,1956)  

[4]  Константин Багрянородный «Об управлении империей»/ Пер. Литаврина Г.Г.// «Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья» М. 1982, стр.291

[5]  Thomas Archidiaconus «Historia Salonitana», Dig. Racki F., Zagrabiae 1894, p. 24-27

    

        

      

  

 

 

 

 



Сайт управляется системой uCoz